четверг, 6 января 2011 г.

Чита 6 января 2011 года

5 ассоциаций:
Декабристы, озера, вулкан, природные заповедники, шаманка

Исторические факты, которые я запомнила, вперемешку:
Чита – это уже не Сибирь, а скорее дальний восток.  В ней около 300 жителей, городу 160 лет. Один из 3 городов, помимо Магадана и Воркуты, куда просто толпами слали политзаключенных, арестантов, ссыльных и т.п. В городе очень много различных ФСБ, отделов милиции, НКВД и других учреждений, напоминающих нам о том, что здесь исторически было место ссыльных. Недалеко от города добывают золото и уран. Очень варварски относятся к местодобычам – раскурочат там все, а потом не засыпают обратно, а ведь у урана идет цикл его распада, что мягко говоря, очень не полезно для здоровья местных жителей и экологии  в целом.

Про здоровье – чтобы учиться в местном университете на медика, нужно постоянно платить, давать взятки, понятно, какой уровень подготовки. Очень сильно отличается платная и бесплатная медицина: одни и те же врачи за деньги готовы лечить гораздо усерднее.
У ректоров ВУЗов идет непонятная конкуренция по строительству возле своих учебных заведений часовен: стоило одному построить, другой уже отгрохал церковь прямо под окнами общаг, третий видимо готовится к строительству храма.

Город стоит как бы на дне мирового океана, в окружении «берега» из сопок и гор. Кстати на одной из сопок есть вулкан! Одна из центральных площадей города вымощена из надгробных плит, сейчас зимой не было видно, но когда нет снега, то даже видны прорези от крестов. Одна из школ была построена из плит разобранной церкви – школа 3 раза горела. Один из домов построен на бывшем кладбище так что дети, играя в песочнице, до сих пор иногда находят черепки и другие подобные вещи.

Очень большой вклад в развитие города внесли декабристы и их жены – учили местных детей в школах, обучали жителей различным ремеслам, обустраивали сам город, делали вклад в науку и историю города – из глуши город превратился действительно в город, занимались благотворительностью. Местный современный бизнес уже готов к тому, чтобы заняться благотворительностью и открыть именные фонды, но они задавливаются со всех сторон бизнесом с западной части России и бурятами. Если бы губернатор на своем уровне что-то сделал для него, то тогда можно было бы вести речь и про благотворительность.

Я спросила про приезд Премьер-министра в город (летом по трассе Чита – Хабаровск), мне сказали, что все стояли просто на ушах, оцеплялись целые кварталы, где он должен был проезжать. Людям запретили надевать очки и подходить к окнам, т.к. если бы стекло дало блики, все – огонь на поражение. Ночью накануне асфальт чуть ли не тряпками с шампунями мыли! Это напомнило мне приезд тогда еще президента в «Орлёнок», когда я там работала, нам тоже запрещали по определенным маршрутам ходить (мы реально перебежками передвигались), т.к. сказали снайперы отстрелят – потом пеняйте на себя! Ничего не изменилось собственно за столько лет!

Реки: Чита (местные жители называют ее Читинка) и Ингода (почти не находится на территории самого города)

Как это было:
У меня была всего 1 ночь дороги в поезде, чтобы переключиться от восторженных эмоций по Байкалу и настроиться на забайкальский край – Читу. В принципе ничто и никто в этом особо мне не мешал, кроме мамы с маленьким ребенком, которые ехали со мной в купе. Мне кажется важным прислушиваться к тому, что говорит тебе ребенок, но не тогда, когда он даже при мне вечером просил ее поесть просто все: от курицы, которую они с собой везли, до Дошираков, которые мамаша специально ему купила; от конфет до чуть ли ни пачки печенья, которую он стрескал. Разумеется, ночью малышу стало плохо. Мамочки, будьте благоразумны, слушайте своих детей, но имейте голову на плечах, не губите здоровье молодого поколенья с детства.

В Чите меня встретила Катя Ковалёнок, дочь Натальи Ковалёнок. Этих замечательных людей мне подсказала Вера Барова из Тюмени, т.к. Чита был единственным белым пятном на моем маршруте, где у меня не было ни одного знакомого. Вернее, как я потом вспомнила, в далеком 2004 году, когда я работала в «Орлёнке» была у меня девочка-ребенок из Читы, мы с ней даже переписывались потом какое-то время, но т.к. все мои вожатские и другие вещи были упакованы в коробки (из-за продажи квартиры), то найти какие-либо контакты этой девочки было просто не реально.

Я поняла, что совсем не рассказала, откуда я знаю своих Тюменских друзей. Сейчас самое время, думаю, раз они мне дали контакты читинцев. С Тюменью я тоже долго не могла придумать, кого бы попросить со мной погулять, уже даже начала подключать орлятские связи. Потом в какой-то момент в facebook я увидела Светлану Дремлюгу (руководитель грантового отдела БФ города Тюмени), с которой ЦРНО наше уже 100 лет знакомо, а я лично познакомилась со Светланой в 2007 году в Подмосковье, когда вела тренинг с Александром Карповым для коалиции против бедности Oxfam. Светлана была участником тренинга, там мы мило общались эти несколько дней. Про Веру Барову (исполнительный директор БФ развития города Тюмени) я очень много слышала, изучала опыт ее фонда, знаю, что она приезжала также на наши мероприятия, но прямо вот лично мы с ней знакомы не были. И вот я добавила Светлану в друзья и так между делом сказала, что собираюсь по транссибу, дальше Светлана все предложила сама, немного даже обидевшись, что я не вышла на нее с такой просьбой!

И контакты читинцев дала мне именно Вера Барова, за что ей отдельное спасибо! Наталья Ковалёнок – директор экологической организации «Даурия», а Катя сотрудник в этой организации.

Так вот, посидев с Катей в кафе, дождавшись пока станет более менее светло и откроется музей, мы пошли гулять по городу и фотографироваться. Как и в Улан-Удэ, было очень солнечно и … тепло! О да! Утром было всего лишь -22, а днем стало совсем жарко -15! Сибирь теплая, я же говорила! Хотя до этого Наталья пугала меня тем, что в этот день должно было быть -40, я уже обрадовалась, думала, ого, вот, наконец, а тут практические лето! Даже обидно немного!

Мы отправились в городской музей, где уже нас ждала Наталья, она провела очень интересную экскурсию по природным и не только экспонатам музея. Я уже даже не знаю, хватит ли мне времени в жизни побывать во всех тех заповедниках, которые мне страшно понравились. Вы даже представить себе не можете, как много в России потрясающей красоты мест с песчаными барханами, малиновым багульником, с живописными озерами и еще много и много чем прекрасным – хочу туда, везде побывать!

Дальше мы двинулись к музею декабристов. Честно, я и не думала, что он произведет на меня такое сильное впечатление. Когда в школе рассказывают про это, думаешь ну да, ну сослали в Сибирь, да, Сибирь – это где-то очень далеко, непонятно как там, но видимо там им было плохо, потому что в Сибири холодно и заставляли много работать. Но когда ты находишься в том самом месте, где декабристы 3 года жили, видишь фотографии, рукописи, потом еще покупаешь книги, откуда картина получается еще более наглядной, становится как-то совершенно жалко, сочувственно, грустно… не знаю, как можно передать эти чувства, но что-то особенное в моей душе произошло, это точно. А когда я увидела портреты этих молодых женщин, 8 жен декабристов, которые последовали за своими мужьями, а потом про каждую из них еще прочитала отдельно – практически слезы наворачивались на глаза. Кто-то из них по 25-30 лет провели с мужьями в Сибири, оставив родных, друзей, детей в западной части России только чтобы быть рядом со своими любимыми – это потрясающе просто, я не знаю, в современном мире возможно ли такое, вернее такая чистая и преданная любовь? Даже не знаю… но я была под сильным впечатлением весь день.

Мы еще погуляли по городу, как это было, смотрите здесь.
А потом, поскольку оставалось не очень много времени до поезда, а другие интересные места находились на достаточном удалении от города так, что был шанс опоздать на свой маршрут, мы решили не рисковать и остаться в Чите. Мы попрощались с Катей и Натальей. Мою 1 000 рублей они, скорее всего, потратят на покупку красок, раскрасок, альбомов и другой нужной мелочевки для младших групп одного из детских домов. Для своего слова я взяла, конечно же, букву «Ч» - Чита в виде магнитика, на котором изображена церковь Михаила-Архангела, в которой сейчас находится музей декабристов.
Я еще немного погуляла по Чите, насладившись действительно теплой и солнечной погодой, а потом в кои-то веки за всю свою поездку я решила испробовать вокзальный душ, так оказалось, что на вокзале замерзли трубы, и он не работает. А в местной бане, которую я даже нашла, была огромная очередь, т.к. дело было накануне Рождества, а в Чите очень много старых деревянных домов без душа. В итоге я нашла, на мой взгляд, весьма удачный выход: на вокзале оказалась парикмахерская, я уточнила, есть ли у них услуга только помывки головы, т.к. стричься я бы там точно не рискнула, получив положительный ответ, буквально через 5 минут с потерей 50 рублей я была полностью готова к своей почти 2-хдневной поездке в поезде!

Зайдя в свой вагон, я поняла, что тут не хватает только веника, а многие мужики и так уже ходили практически в труселях (пишу для тех, кто боялся, что в вагонах будет холодно)! Да, Сибирь точно теплая, в очередной раз убедилась я!

Спасибо, Чита! Спасибо Наталья и Катя, что погуляли со мной! А я тем временем движусь на восток в еврейскую автономную область, в славный город Биробиджан!


Комментариев нет:

Отправить комментарий